Охта – путеводная река: сплав на рафтах, 7 дней
Река Охта расположена в северной части Карелии и является правым притоком крупной реки Кемь, впадающей в Белое море. Сплав по Охте сложно назвать сплавом по реке: узкая речка соединяет около 15 озёр. Охта привлекает туристов своей изменчивостью – петляет. Сложность прохождения меняется на протяжении всего маршрута. Однако уже много десятков лет эту реку выбирают не только опытные туристы, но и новички, отчего сплав по Охте можно по праву считать классикой. Река проходит вдали от населенной местности. На берегах вы сможете увидеть деревеньки, но все они давно оставлены своими хозяевами. На маршруте вас ждут красивые стоянки, на которых вы и попаритесь в настоящей туристкой баньке, и порыбачите, и просто насладитесь карельскими пейзажами.
Программа тура
В 01:00 встречаемся на ж/д вокзала г. Кемь. Нас встречают инструкторы, их легко узнать – табличку «Стелла» видно сразу.
Наше приключение начнется с утра, а пока на автобусах отправляемся к месту старта сплава – озеро Муезеро (167 км). Дорога долгая (в зависимости от состояния дороги, в пути проведем 4-5 часов), поэтому прямо в автобусе устраиваем перекус сухим пайком.
На месте будем ранним утром: ставим лагерь и ненадолго ложимся спать.
Просыпаемся, во время вкусного завтрака инструкторы ознакомят нас с общей информацией по предстоящему маршруту, ответят на все интересующие вопросы.
После завтрака на берегу начинаем готовиться к выходу на реку: надуваем рафты, инструкторы проводят обязательный инструктаж по технике безопасности на воде и технике гребли. Получаем каски, спасательные жилеты и весла, все личные и общие вещи упаковываем в непромокаемые гермомешки.
Немного о реке Охта, по которой мы сплавляемся. Древнее название реки «Охта» в переводе означает «путеводная река». Естественные препятствия на маршруте – пороги и озера. Искусственные препятствия – лотки на выходах реки из озер и при впадении реки в озера. Лоток – деревянное сооружение плотины, построенное для поднятия воды при лесосплаве. На реке насчитывается 46 перекатов и порогов и 6 лесосплавных плотин.
Спускаем наши суда на воду, и уже на практике закрепляем теорию – тренировочные занятия на воде.
Маршрут сплава по реке Охта на сегодня: оз. Муезеро (с карельского – Ряпушковое) – о. Троицы – оз. Юляозеро, 24 км.
Проходим несколько узких проток и выходим в озеро Муезеро.
На Муезере выходим на остров Троицы, где в XVII в. существовал православный монастырь. На его месте до сих пор сохранилась не только церковь Святого Николая (1602 г.), но еще и сакральная роща с елями в три обхвата, древние могилы и деревянный склеп. В часовне рядом с церковью очень редкое явление – крест на корню.
На выходе из озера первое препятствие – плотина, далее несколько перекатов и очень интересный по смене пейзажа участок реки с заболоченным берегом и мертвым лесом, называемый краем Похъелы. Край Похъелы по карельскому эпосу – «Злое место»).
На одном из берегов Юляозера мы останавливаемся, чтобы разбить лагерь среди сосен, приготовить ужин и познакомиться поближе. Если хватаем сил, купаемся, играем в волейбол или более спокойные настольные игры.
Длинный день ложится приятной тяжестью на плечи, пора ложиться спать и набираться сил для завтрашнего дня.
Зарядка – отличный способ проснуться. Завтракаем и в путь.
Сегодня нас ждет сплав на моторафтах по маршруту: оз. Юляозеро – ламбушка Пюхавелле (с карельского «Святой плес») – пор. Немес (с саамского «Медлительный», 2-3 к.с.) – длинный участок спокойной воды (проходится под мотором) – оз. Лежево, 25 км.
После ламбушки Пюхавелле, такой участок реки без течения, где нужно грести вёслами, называется плёсом, проходим порог Немес. Этот порог образовался из-за строительства лесосплавных сооружений.
Дальше нас ждет длинный участок спокойной воды с шиверами, перекатами и плёсом, где река расширяется, – в народе его прозвали «гнилая Охта». Так как участок очень длинный, проходим его на моторе. Около выхода в озеро Лежево берега выше, и уже можно найти подходящую стоянку.
Само озеро Лежево очень большое и красивое, а еще здесь водится много рыбы. Поэтому можно будет порыбачить.
Ставим лагерь, готовим ужин и проводим время у костра за историями, воспоминаниями и играми.
Сегодня днёвка, а это значит, что лагерь снимать не надо, спешить никуда не надо. Отдыхаем, играем в активные игры, рыбачим, купаемся и наслаждаемся видами.
А еще сегодня обязательно затопим баню.
Компактная, быстро собираемая в полевых условиях туристская баня – это лучший способ снять усталость в условиях похода. Банные процедуры сглаживают эффект воздействия больших доз адреналина, расслабляют мышцы, отлично снимают напряжение.
После бани варим ароматный глинтвейн
Утро встречаем на озере Лежево. Чувствуем себя отлично – вчера так хорошо отдохнули и душой и телом. Завтракаем и снова отправляемся в путь.
Маршрут на сегодня: оз. Лежево – пор. Метро (искусственный порог, 1-2 к.с.) – пор. Мельничный (1-2 к.с.) – пор. Терос (1 к.с.) – пор. Пебозерский (2 к.с.) – оз. Воронье – остров Добрых Духов – пор. Пичепорог – пор. Кожаный (2 к.с.) – пор. Ойнегайне 22 км .
Выходим из озера Лежево и проходим несколько несложных порогов, один из которых искусственно созданный, в том числе для лесосплава. Вокруг живописный лес, склоняющийся над рекой, почти скрывая её.
Следующий порог – порог Пебозерский (2 к.с.). Его легко узнать: он представляет собой несколько полуразвалившихся ряжевых стенок. Здесь перепад высоты довольно ощутимым, поэтому проходить его будем с взаимной страховкой.
Где-то в пути, в зависимости от скорости нашего движения, встанем на обед. Может быть, это случится на одном из берегов озера Воронье – во-первых, по его берегам много разных стоянок, во-вторых, в озере много островов. Найдем самое живописное место!
Еще одна остановка сегодня – «Остров добрых духов». Это самодеятельный музей деревянной скульптуры, который организован туристами на одном из островов озера Воронье. Здесь собрано около сотни деревянных скульптур и поделок, есть даже артефакты прямиком из 70-х.
Дальше пройдем длинный порог Пичепорог, небольшой плёс приведет нас к порогу Кожанный, а чуть дальше преодолеваем порог Ойнегайне. Его название с саамского переводится как «Большой сиг».
Ищем место для стоянки, готовим ужин. Провожаем солнце, поем песни у костра, наслаждаемся приятной компанией.
Просыпаемся.
Завтракаем и готовимся выдвигаться дальше.
Сплав на моторафтах сегодня пройдет по следующему маршруту: пор. Лоуна – пор. Хемег (3 к.с.) – пор. Кивиристи (4 к.с.), – Печко-порог (3 к.с.) – пор. Нилош (1-2 к.с.) – пор. Муравейный (2 к.с.) – пор. Тюттерин (3-4 к.с.) 20 км. Исходя из условий маршрута, в пути горячий обед или перекус.
Порог Лоуна с саамского переводится как «Торфяной» и представляет собой достаточно длинный порог, где мы используем все навыки управления плавсредством. Но мы же уже все умеем, да?!
До следующего порога идем около 30 минут. Порог Хемег (по-саамски – «Короткий крутой порог») перед прохождением осматриваем с берега, выставляем страховку и готовимся записывать видео нашего прохождения и делать фотографии! Порог Хемег – это слив с бочкой между скал, поэтому нам пригодятся навыки маневрирования. Вы готовы?
Сразу за ним на нашем пути появляется порог Кивиристи – это самый большой порог на маршруте и самый красивый. Он относится к 4-5 категории сложности. Решение о его прохождении или обносе принимает инструктор, в зависимости от уровня воды и подготовки команды. В переводе с саамского Кивиристи означает «Скальное место», а с карельского – «Каменный крест». И не случайно! Порог Киривисти представляет собой пятиметровый слив с каньоном в скалистом ущелье.
Один за другим преодолеваем пороги, которые чередуются с небольшими плёсами: Печко-порог (с саамского переводится как «Крутой», но не переживайте, его категория сложности – 3), пороги Нилош и Муравейный. Этот участок маршрута не даёт нам заскучать.
В пути обязательно остановимся просто перекусить или приготовить полноценный горячий обед.
Следующий непростой порог в нашем путешествии – порог Тюттерен (в переводе с карельского – «Дочкин»). Решение о прохождении также принимает инструктор: в низкую воду обносим по левому берегу. Иногда этот порог обносят, чтобы избежать поломки снаряжения. Порог образован множеством огромных наклонных каменных плит, бочкой и большим количеством камней внизу, большое падение – около 2 метров.
Ставим лагерь, готовим ужин и приступаем к вечерней части программы – игры, разговоры, песни у костра.
Просыпаемся, делаем зарядку и снова отправляемся в путь.
Сплав на моторафтах по маршруту: пор. Курна (с карельского – «Желоб», 2 к.с.) – Охта-порог (3 к.с.) – 9 км
До Охта-порога недалеко, на пути к нему нам встретится только порог Курна. Финальный Охта-порог достаточно протяженный с большими валами и бочками.
Ищем стоянку неподалеку, ставим лагерь. Можно покататься на пороге или истопить баньку (при возможности и наличии каменки на стоянке). Отдыхаем, наслаждаемся путешествием – так проводим этот день.
Завтракаем, потихоньку собираем лагерь.
Обедаем и выдвигаемся на антистапель (конечную точку нашего маршрута). От последнего порога до места окончания маршрута около 5 км.
У Подужемской ГЭС разгружаем и сдуваем рафты, готовим прощальный ужин. За ужином наслаждаемся приятной компанией и душевными разговорами, вспоминаем яркие момента путешествия.
После ужина собираем снаряжение и личные вещи, на автобусах едем в г. Кемь (20 км), откуда разъезжаемся по домам вечерними и ночными поездами. Может, сделаем пару общих фотографий на память? Кто знает, это может стать доброй традицией – собираться теперь уже компанией друзей где-нибудь на сплаве в Карелии!
До встречи!
Сплав на моторафтах по реке Охта: пор. Кивиристи – Печко-порог (3 к.с.) – пор. Нилош (1-2 к.с.) – пор. Муравейный (2 к.с.) – пор. Тюттерин (3-4 к.с.) – пор. Курна (с карельского – «Желоб», 2 к.с.) – Охта-порог (3 к.с.) – Подужемская ГЭС, 23 км.
Пройдем еще раз порог Кивиристи? Давайте, второй раз уже не страшно! После него все пороги нам по плечу.
Один за другим преодолеваем, которые чередуются с небольшими плёсами: Печко-порог (с саамского переводится как «Крутой», но не переживайте, его категория сложности – 3), пороги Нилош и Муравейный. Этот участок маршрута не даёт нам заскучать.
В пути обязательно остановимся просто перекусить или приготовить полноценный горячий обед.
Следующий непростой порог в нашем путешествии – порог Тюттерен (в переводе с карельского – «Дочкин»). Решение о прохождении также принимает инструктор: в низкую воду обносим по левому берегу. Иногда этот порог обносят, чтобы избежать поломки снаряжения. Порог образован множеством огромных наклонных каменных плит, бочкой и большим количеством камней внизу, большое падение – около 2 метров.
Финальный Охта-порог достаточно протяженный с большими валами и бочками.
От последнего порога до места окончания маршрута около 5 км. У Подужемской ГЭС разгружаем и сдуваем рафты, готовим прощальный ужин. За ужином наслаждаемся приятной компанией и душевными разговорами, вспоминаем яркие момента путешествия.
После ужина собираем снаряжение и личные вещи, на автобусах едем в г. Кемь (20 км), откуда разъезжаемся по домам вечерними и ночными поездами. Может, сделаем пару общих фотографий на память? Кто знает, это может стать доброй традицией – собираться теперь уже компанией друзей где-нибудь на сплаве в Карелии!
Стоимость
Вы совершите
6-ти дневное путешествие-сплав по реке Охта, преодоление порогов 1-4 категории сложности, рыбалку и поход в жаркую туристскую баньку.
Вы заберете с собой
эмоции, воспоминания о прекрасных моментах и вкусной еде, заряд бодрости и сил для движения вперед, новых друзей и, конечно же, море фотографий и видео!
Вы почувствуете
единение с природой, счастье от нахождения в окружении завораживающих пейзажей Карелии и единомышленников, восторг и вдохновение от всего происходящего.
Включено в стоимость
- Транспортное обслуживание по программе
- Питание по программе
- Работа инструкторов
- Спутниковый телефон для экстренной связи
- Прокат снаряжения для сплава: рафтов, весел, касок, спасжилетов, герметичных упаковок, лодочного мотора + ГСМ
- Прокат снаряжения для лагеря: кострового снаряжения, палаток, теплоизоляционных ковриков
- Стоимость сплава на рафте (8 участников + инструктор) составляет 27 000 руб. / чел.
- Дети от 8 до 12 лет — скидка 15% от стоимости программы.
Оплачивается отдельно
- Спальный мешок (температура комфорт +6°, экстрим 0°) – 700 руб. / тур. Оплачивается при бронировании тура.
- Размещение в 2-х местной палатке – 1 500 руб. / тур.
- Аренда неопренового костюма – 3 300 руб. / тур.
- Железнодорожные билеты до/от ст. Кемь.
- Страхование медицинских и иных непредвиденных расходов (от 100 руб./чел./сутки).
- Экскурсия на о. Соловки. Стоимость уточняйте у менеджера.
Отзывы
Ваш отзыв принят, спасибо!
Отличные впечатления остались от сплава по Охте! Продуманный экстрим плюс необыкновенная красота плюс профессиональная организация: что еще нужно для качественного отдыха? Остров Добрых Духов поразил особенно! Вот уж не думала, что можно прямиком попасть в сказку... В общем, отдохнули с душой и комфортом!